Как самостоятельно составить досудебную претензию

     В случае, если ваш контрагент по договору не исполняет (или ненадлежащим образом исполняет) свои обязательства, вы вправе предъявить ему претензию, чтобы разрешить спор до суда. При этом необходимо правильно составить и своевременно направить претензию контрагенту, чтобы соблюсти досудебный порядок урегулирования спора, установленный законом или договором.

   Для ознакомления с перечнем споров с обязательным претензионным досудебным порядком урегулирования, перейдите по ссылке.

Общие требования к содержанию досудебной претензии

    1. Содержание претензии должно быть максимально приближено к иску, с которым впоследствии вы намерены обраться в арбитражный суд.

    2. В претензии должны быть описаны все факты нарушений вашим контрагентом обязательств по договору, в следствие которых возник спор.

    3. Фактам нарушений контрагента необходимо дать правовую оценку.

    4. В заключительной части претензии  должно быть сформулировано требование к контрагенту, которое в последствии будет заявлено в суде (как основание и предмет иска).

Основной долг и проценты на сумму долга

    Если в претензии вы не произвели расчет процентов на сумму основного долга, то в исковом заявлении с требованием о взыскании процентов на сумму долга целесообразно сослаться на пункт 43 постановления Верховного Суда РФ № 7. 

    Для расчета процентов на сумму долга по ст. 395 ГК РФ на калькуляторе арбитражного суда перейдите по ссылке.

Срок предъявления претензии контрагенту

    1. Претензию в адрес контрагента необходимо направить в срок, установленный договором.

    2. Если в договоре срок направления претензии не установлен, то предъявите ее в пределах общего срока исковой давности с учетом правил о начале его течения и его пределах (ст. ст. 196, 200 ГК РФ). По общему правилу срок исковой давности составляет три года со дня, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своего права.

    3. При направлении претензии контрагенту необходимо также учесть срок получения ответа на претензию от контрагента, установленный договором или законом. Если контрагент отказался удовлетворить требования, изложенные в претензии, либо вообще не ответил на вашу претензию, вы имеете право обраться с исковым заявление в арбитражный суд. 

    4. Также необходимо учитывать особенности правового регулирования отдельных видов договоров. Так, до предъявления претензии при поставке товара ненадлежащего качества, об обнаружении недостатков товара необходимо уведомить поставщика в течение определенного срока, установленного договором или законом (п. 1 ст. 483 ГК РФ), например, в течение гарантийного срока (ст. 477 ГК РФ).  О недостатках поставленного товара, выявленных при его приемке, нужно сообщить поставщику незамедлительно (п. 2 ст. 513 ГК РФ).

Как направлять претензию контрагенту

    1. При направлении претензии в адрес контрагента вам необходимо получить доказательства, подтверждающие ее направление контрагенту, а также ее получение.

      Такими доказательствами могу быть, например:

  • почтовая квитанция,
  • опись вложения в письмо с объявленной ценностью,
  • уведомление о вручении почтового отправления адресату,
  • отчет об отслеживании отправления с сайта “Почты России”, заверенный в отделении почты;
  • и др.

    2. Направляйте претензию  способом, который установлен договором  для отправки юридически значимых сообщений.

     3. Если в договоре способ не установлен,  направляйте претензию контрагенту:

  • по почте письмом с объявленной ценностью и описью вложения, а также с уведомлением о вручении отправления адресату;
  • курьером – под подпись о получении уполномоченного на прием корреспонденции лица контрагента на копии претензии или реестре отправлений.

    4. Если есть основания подозревать, что контрагент попытается уклониться от получения почтового отправления, направляйте претензию курьерской почтой. 

По какому адресу направлять претензию контрагенту

     1. По адресу контрагента, установленному в договоре.

    2. Если в договоре адрес контрагента для корреспонденции не определен, то направлять претензию необходимо по адресу государственной регистрации юридического лица – в ЕГРЮЛ, индивидуального предпринимателя – в ЕГРИП. Риск неполучения корреспонденции по адресу государственной регистрации организации и ИП лежит на получателе.

Помощь адвоката по составлению досудебной претензии

      Отдельные виды договоров имеют достаточно сложное правовое регулирование (например, договоры поставки, подряда и др.). При отсутствии в штате организации юриста самостоятельное составление досудебной претензии может вызвать сложности, т.к. содержание претензии должно соответствовать содержанию искового заявления.

   Доверитель при обращении к адвокату по арбитражным делам получает необходимую квалифицированную юридическую помощь по составлению досудебной претензии.

       Адвокат, в целях составления досудебной претензии:       

  • проводит правовой анализ сложившейся ситуации и документов по спору;
  • устанавливает характер и нормативно-правового регулирования спорного правоотношения;
  • изучает судебную практику по урегулированию спора;
  • определяет состав доказательной базы по делу;
  • определяет и согласовывает с доверителем требования к контрагенту для включения в претензию;
  • предварительно определяет основание и предмет последующего иска;
  • определяет срок, в течение которого необходимо направить досудебную претензию контрагенту;
  • составляет досудебную претензию по экономическому спору.

Комментарии закрыты.